Lightroom - это очень просто!

понедельник, 20 февраля 2017 г.

Приветствую вас, дорогие наши читатели! 

Вы же уже наверняка заметили, как обновился наш блог? И уж точно слышали о нашей новой чудесной дизайн-команде? Тогда я вам расскажу ещё об одном небольшом изменении, которое, уверена, придется вам по душе :)

Готовы?... Точно?..  Тогда....

Тадаааам!!!

Мы открываем на постоянной основе рубрику "Мастер-классы", и раз в месяц один из дизайнеров нашей команды будет делиться с вами своими секретиками, лайфхаками и прочими полезными "ништяками"!

Сегодня с вами я, Мирослава (Burma),  и я буду открывать эту рубрику! Я очень волнуюсь, переживаю и очень надеюсь, что справлюсь со своей задачей... Готовы? :)

Я ооочень давно собиралась написать небольшой мастер-класс по обработке фотографий в программе Lightroom, и каждый раз меня останавливали две мысли.
   Во-первых, я не профессионал, никто меня этому не учил и многое я делаю интуитивно и, вроде как, не солидно любителю про такие программы писать :)
   Во-вторых, Lightroom очень удобен и прост в использовании, и я была уверена, что все, кому это надо, уже давно обрабатывают в нем.

Но каждый раз, когда читаю, как на скрап-форумах новичкам советуют обработку своих фотографий в Photoshop, у меня сердце обливается кровью. Ведь Photoshop в разы сложнее, особенно в плане цветовых настроек, да и предназначен он для других целей, нежели корректировка серии кадров с одним и тем же предметом под разными углами (у меня иногда и по 100 кадров одной открытки получается, и обработать их все в Photoshope, чтобы выбрать три-четыре лучшие для блога, - совсем не радостная перспектива). Удивительно, что почти все слышали про Lightroom и у многих эта программа даже установлена, но ее, по непонятным причинам, многие боятся. Поверьте, бояться нечего, я сама долго решалась на нее перейти, но после пары дней использования я поняла, что это станет моим основным инструментом по обработке фотографий. Я физически не смогу вам раскрыть все нюансы работы в Lightroom, но я научу вас не боятся этой программы и покажу минимальный набор функций, зная которые, вы сможете достаточно быстро редактировать фотографии своих скрап-работ.

 Я не стала делать много скринов каждого шага обработки, я попробую рассказать и, главное, объяснить где, как и что, зачем нужна та или иная функция, чтобы, обработав один раз со мной снимок, вы смогли с легкостью повторить это на примере любой другой фотографии. Поэтому, говорю сразу, текста будет много, но, поверьте, обработать свою первую фотографию вы сможете гораздо быстрее, чем я буду писать этот пост).

Вы поймете, насколько быстро и легко можно добиться, например, такой обработки фотографии:


Поехали? :)



Для начала немного теории:

Плюсов у Lightroom очень много, я перечислю те, которые значительно облегчают работу именно по нашему направлению: съемка предметов ручной работы.
 - Главный плюс - это получение одинаковых по цвету и тону снимков в рамках одной серии фотографий без лишних, повторяющихся действий (Photoshop ориентирован скорее на художественную обработку отдельных кадров и на более детальную ретушь или правку изображения).
 - Легкость работы с RAW-форматом, а значит, и большие возможности ретуши без потери качества фото. Lightroom берет работу по преобразованию этих файлов полностью на себя.
 - Возможность сразу на всех обработанных снимках проставить свой логотип или контактные данные.
- Возможность сразу на выходе получать файлы, адаптированные для публикации в соц.сетях без потери качества и с уменьшенным весом.
- Удобный быстрый просмотр и отбор фотографий для дальнейшего редактирования без необходимости открывать каждый снимок отдельно.
- Любые корректировки фотографии можно отменить на любом этапе, при этом не затрагивая сам оригинальный файл, ведь все ваши корректировки происходят с виртуальной копией.
- Очень понятный интерфейс и только самые необходимые функции для обработки предметных фотографий (обилие функций и разных настроек часто отпугивают новичков от Photoshop).

Убедила? :)
Тогда приступаем :)

При первом запуске LightRoom многие пугаются непривычного интерфейса и "убегают". На самом деле, к такому интерфейсу очень быстро привыкаешь и начинаешь понимать, почему почти все фотографы основную работу делают именно в этой программе.
Я, честно, уже не помню, просит ли LightRoom при первом запуске что-то настроить, но в любом случае, вы можете пока со всем соглашаться. Позже вы сможете настроить интерфейс под себя - благо, в сети очень много подробных видео и статей на эту тему. Моя задача - познакомить вас с этим чудо-инструментом от Adobe и показать, что, даже не обладая обширными знаниями, вы сможете обрабатывать свои фотографии "на уровне".

Интерфейс программы:


Обработка состоит из трех основных этапов:

1) импорт фотографий в программу;
2) обработка и коррекция изображений;
3) сохранение результатов.

1) Импортируем наши фото:


Начнется импорт, и фотографии начнут постепенно появляться на центральной панели.

Пока файлы импортируются, я немного вернусь назад и поясню, что такое RAW-файлы.

 Съемку в этом формате поддерживают все зеркальные камеры, некоторые "псевдозеркалки" и единичные "мыльницы". Этот файл изначально большой (13-20 мб) и съедает много места на карте памяти, зато у нас с ним есть больше возможностей для исправления цветопередачи без потери качества или с минимальными потерями. Это "чистый" от сжатия формат, и это даже не фотография еще, а скорее, информация с матрицы камеры. JPEG - это уже сжатый и преобразованный файл, из которого "автоматика" камеры выбросила всю информацию, которую посчитала лишней. RAW-файлы просто так на компьютере не посмотришь без специальных плагинов, поэтому, чтобы выбрать фотографии, приходилось прогонять эти файлы через специальную программу.

До появления в моем арсенале Lightroom я снимала в режиме RAW+Jpeg, отсев фото делала в обычном проводнике по уже сжатым файлам, а обрабатывала только некоторые RAW. Один кадр занимал у меня 30 мб памяти, но лучше пожертвовать местом на карте, чем временем (тем более, что карта -  это не пленка на 36 кадров:))

В Lightroom уже встроены профили  всех известных разновидностей RAW-файлов зеркальных камер на момент последнего обновления программы, т.е. проблем с экспортом и просмотром этих файлов у вас не будет. Отдельно вам ничего устанавливать не надо (как, например, в Photoshop, где необходимо устанавливать плагин для открытия таких файлов). Это, кончено, ускоряет процесс работы и при этом мы получаем больше возможностей. Это не может не радовать :))) Если ваша камера позволяет снимать в RAW, не лишайте себя этого мощного инструмента :) Если нет - не переживайте,  JPEG вы также сможете отлично обработать.

Едем дальше :)

По окончании импорта файлов мы переходим в раздел "Обработка" (Develop):


Далее я перечислю основные функции и опишу принцип работы в этом разделе, а вы уже на своих фотографиях будете экспериментировать. Здесь все гораздо проще и прозрачнее, чем корректирующие слои в Photoshop, с опытом вы будете быстро подбирать нужные вам значения, благо, их не много.

Интерфейс раздела обработки:

Все поля настраиваемые, поэтому что-то может не совпадать с моим набором функций - это значит, что значок просто скрыт у меня за ненадобностью (если вы еще не меняли ничего, то значков у вас больше). Тут тоже все очень просто. На левой панели (1) - предпросмотр фотографии. Также это окно выполняет роль навигации по фото и уменьшения/увеличения нужной области.

В центральной части окна (2) - редактируемая фотография и наша основная рабочая область. Под фото есть значки, я очень люблю значок (3) - при нажатии он отображает рядом две картинки "как было" и  "как стало" всегда удобно контролировать изменения в сравнении с оригиналом.

Нижняя панель (4) - это фотографии, которые вы загрузили для обработки

Наша основная работа будет проходить на панели справа (5). У вас могут быть настройки в "собранном" виде, и чтобы их раскрыть, необходимо нажать на стрелочку около нужной настройки (6).

Я расскажу про основные функции, которыми пользуюсь я.

Панель Основная (Basic) 

Я начинаю обработку с корректировки баланса белого. Для этого необходимо мышкой щелкнуть на пипетку и после этого пипеткой выбрать на вашей фотографии место, которое точно "в жизни" имеет нейтрально серый цвет (50% серого, т.е. если представить переход от белого к черному, то нужный серый будет ровно по центр). Например, часто в кадре с городским пейзажем можно выставить баланс белого по сухому серому асфальту. 
Я, как правило, при съемке, если вижу, что серого в кадре не будет - кладу что-то серого цвета рядом с объектом и делаю одну фотографию - по ней потом и выставляю баланс белого для всей серии фото. Есть специальные карточки в продаже с градиентом от белого к черному, или же такую карту можно сделать самому - вещь в хозяйстве нужная))) Пипетку удобно использовать, если нам необходимы естественные цвета в кадре. 
Но если на фото серого нет и повторить съемку не представляется возможным, не переживайте, можно настроить оттенки вручную, просто это будет чуть дольше. Для ручной настройки или корректировки баланса белого - ползунки рядом с пипеткой. Так же ползунки хороши в художественной обработке фото, когда естественность цветов в кадре не нужна. В английской версии LR они называются Temp (температура)  и Tint (оттенок).

Экспозиция (Exposure) - это "освещенность" предмета. Этот ползунок лучше не двигать дальше одного-двух пунктов, т.к. качество фото заметно ухудшится. Я правлю этот параметр, если вижу, что снимок темный (зимой в Питере это довольно частая ситуация, а вспышку я беру только в крайних случаях).

Контраст (Contrast) - почти всегда поднимаю сразу на 12-25 пунктов, потом могу вернуться к нему - скорректировать. За счет повышения контраста появляется объем, главное в этом деле - не перестараться)))

Далее - 4 функции коррекции различных параметров освещенности:  Света (Highlights) , Тени (Shadows)Белые (Whites)Черные (Blacks).

C этими параметрами надо "поиграть", чтоб понять, как и на что они влияют. Пробуйте, в Лайтруме вы всегда сможете отменить неудачные настройки.

Четкость (Clarity)Сочность (Vibrance)Насыщенность (Saturation) - эти коррекции я тоже довольно часто использую, но сильно не повышаю, максимум стараюсь двигать от -20 до +20. Их названия сами говорят за себя, но попробуйте их подвигать, чтобы понять, как они влияют на изображения.

Также я часто пользуюсь такой панелькой справа:


Слева-направо:
(жирным выделила важные функции, которые вам обязательно понадобятся, остальные освоите по факту)
  • Обрезка фото и выравнивание
  • Удаление мелкого мусора с фото
  • Удаление красных глаз 
  • Градиент-фильтр и радиальный фильтр
  • Кисть коррекции (частичное редактирование областей на фото)
Что ж, для начала вам вполне хватит этой информации, чтобы довести до вполне приличного качества даже темные и мрачные фотографии.

Сколько вы потратили времени на одну фотографию?


А теперь я покажу вам, как мощно ускоряет процесс обработки Lightroom целой серии фотографий, снятых при одних условиях освещенности.

На нижней панели выбираем фотографию, которую мы только что обработали,  и нажимаем кнопку (1) Копировать... (Copy...):



После этого нам выпадает  список изменений, которые мы можем скопировать в другую фотографию. Обратите внимание на места, отмеченные восклицательным знаком - эти настройки редко совпадают на разных фотографиях, поэтому галочки с этих пунктов надо снять:



Теперь можно выбрать одну или несколько фотографий на нижней панели, после чего нажимаем кнопку Вставить (Paste), находящуюся на панели слева, рядом с кнопкой Копировать... (Copy...). 

Осталось пролистать эти фотографии, слегка где-то подкорректировать, проверить, как "легли" настройки, обрезать лишние области, выровнять фото и ВСЁ, у вас почти все готово!!!

Остается только экспортировать обработанные файлы из программы.

Для этого мы выделяем в нижней панели все наши фото, которые мы хотим сохранить, щелкаем правой кнопкой мыши на любое из них и во всплывающем меню ищем Экспорт (Export) ---> Экспорт... (Export...) :


После чего нам выпадает еще одно (последнее!)  меню настроек экспорта:


Тут много разных разделов, но особое внимание обратите на те, которые развернуты на моем скрине:

Место Экспорта (Export Location) - в этом разделе указываете путь, куда сохранять файлы.

Водяной знак (Add Copyrate Watermark) - с помощью этого параметра можно проставлять на всех фотографиях свой логотип или надпись при экспорте автоматически. Если это будет интересно многим, я подумаю об отдельном МК по этой функции, но, в принципе, сложного там ничего нет и, я уверена, вы сможете разобраться и сами.

Очень длинный пост получился, но на самом деле делается все это очень быстро - попробуйте, и вы тоже обязательно полюбите эту программку :)

И для понимания, о чем я тут так много писала (а вы внимательно читали), вот вам сравнительные фотографии "до" и "после":

Я вообще считаю, что в любой фотографии есть, что доработать, даже если сначала кажется, что снимок идеален. Однако, чем лучше оригинал, тем проще и эффектнее выглядит конечный результат . Ни для кого не секрет, что лучше всего снимать при дневном свете, но далеко не всегда эта возможность у нас есть.



А еще бывают срочные заказы, когда единственный шанс сфотографировать - это глубокая ночь... И даже из этих "желтушных" кадров можно вытянуть неплохие снимки:


Надеюсь, вам была интересна эта статья и вы обязательно попробуете свои силы в обработке фото, а я буду рада увидеть ваши старания в сравнении  :)
Если что-то не очень понятно - пишите в комментариях, и я обязательно постараюсь помочь :) Удачи! И до скорых встреч!







6 комментариев :

  1. Мирослава - молодец!!! Такая хорошая статья!

    ОтветитьУдалить
  2. Мирослава, я уже устанавливаю Lightroom! 😋

    ОтветитьУдалить
  3. Мирослава, все так просто и доступно написано, бегу тоже за программой)

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, девочки! Очень надеюсь, что и с программой все получится у вас ;)

    ОтветитьУдалить

Made With Love By The Dutch Lady Designs